Тел.: +7(812)941-79-35 | Эл.почта: info@krongazeta.com



Тайны истории школьного образования нашего городаРаспечатать статью

(Окончание. Начало см. в «kronгазете» №44 (197) от 12 ноября с.г.)

В 1922 — 1923 гг. в Кронштадте насчитывалось 22 просветительских учреждения, в том числе 3 школы 2-й ступени (средние), 9 школ 1-й ступени (начальные), 1 школа с интернатом для переростков, 7 детских домов, 1 «детский очаг» (ясли-сад), 1 школа фабрично-заводского ученичества и вечерние электротехнические курсы для взрослых. По Отчету кронштадтского Отдела Народного образования в 1922/1923 учебном году в школах 1-й и 2-й ступени города обучались 2925 чел. Из них школу 1-й ступени окончили 132 чел. (50,7%), 2-й ступени – 34 (74%). Переведены в следующие классы – 1829 чел. (66,3%), оставлены до осени с переэкзаменовкой – 219 (10%), оставлены на 2-й год – 711 (25%). И приходится признать, что довольно долгое время кронштадтские школы по успеваемости были в числе последних по Петрограду – Ленинграду.

В 1921 г. в кронштадтском совхозе «Дубки» на южном «ораниенбаумском» берегу организуется 8-я трудовая школа.

Если верить документам, в конце 1920-х годов 5-ю трудовую школу им. тов. Нариманова перевели из «Мургановки» в «Соляной дом» (ул. Мартынова, 2). Но что тогда осталось в старом здании?

В 1935 г. в городе у площади Рошаля открылась средняя школа № 9. Здание, построенное в лучших традициях советского конструктивизма, было готово принять 1330 детей, обучаемых в одну смену. Первым директором школы стал С.И. Данченко. Школа обладала одной из лучших в городе библиотек на 8 тыс томов (заведующая М.Н. Азиатская), имела обустроенный районный педагогический кабинет с ученическим лекторием, активно использовавший всем городом, «Комнату для родителей».

В конце 30-х годов в Кронштадте открылась также 10-я неполная средняя школа. Это – будущие современные школы № 427 и № 422. Таким образом, история этих школ имеет более глубокие корни, чем это принято считать сегодня, ведя историю от завершения строительства зданий, соответственно, в 1968-м и в 1947-м гг.

28 января 1941 г. приказом заведующего районным Отделом Народного образования В.В. Нетёсова, согласно решению Исполкома Ленгорсовета депутатов трудящихся от 14 января, с 1 февраля 1941 г. в Кронштадте вводилась единая с Ленинградом городская нумерация школ: 1-я школа получила № 424, 2-я — № 423, 3-я — № 425, 4-я — № 426, 6-я — № 420, 7-я — № 421, 9-я — № 427, 10-я — № 422. 5-й и 8-й школ в этом приказе нет.

Пока сложно однозначно сказать, где до войны располагалась неполная средняя школа № 422, которой руководил И.А. Гнедаш. Может быть, и в «Мургановке». Известно, что в школе не было спортзала и все занятия по физкультуре для всех классов (с 1-го по 7-й) проводились в коридорах.

Четыре этажа нового здания 422-й школы на 880 учеников возвели на бывшем Козьем Болоте уже к концу 1940 г. На 1 января 1941 г. готовность здания составляла 63,9%, хотя по плану школу должны были принять уже 1 августа. В апреле 1941 г. председатель Исполкома Кронштадтского Райсовета депутатов трудящихся М.И. Парамонов докладывал, что «невыполнение строительства новой школы вызвано исключительно плохим снабжением стройматериалами и недостатками рабсилы».

А завтра была война…

Директором средней школой № 427 до войны являлся А.С. Корзо, сменивший в 1936 г. Е.И. Басалаева. Учебной частью заведовали Маслова и Баранок (младшие классы). Из педагогического коллектива этой школы «образца 1941 года» можно назвать учителей начальных классов М.Г. Макарову и Л.В. Зрелову, учителя истории Е.С. Ерсина, биологии – А.В. Уколова, географии – М.А. Колосову, математики – О.К. Тихонову (впоследствии – Заслуженный учитель РСФСР), физики – Г.С. Румянцева, химии – Волкову, физкультуры – Тукмачева.

В июле 1941 г. ушли добровольцами на фронт 9 учителей Кронштадта и среди них директор 427-й школы А.С. Корзо. Он воевал в народном ополчении рядовым красноармейцем, а в августе 1941 г., будучи в разведке под Кингисеппом, пропал без вести. 18 марта 1942 г. от голода умер учитель физики Г.С. Румянцев… Учитель истории 427-й школы Е.С. Ерсин дважды был ранен. Войну закончил капитаном, орденоносцем, и впоследствии дослужился до полковника, стал кандидатом исторических наук.

Многие из учителей в годы войны закончили курсы медсестёр, становились донорами. Работники 425-й, 422-й и 423-й школ приняли решение ежемесячно отчислять в Фонд обороны суточный заработок.

16 июля 1941 г. для всех классов школ города начались занятия по противохимической обороне (ПВХО), хотя уверенность в нашей быстрой победе поначалу была такая, что часть кронштадтских детей даже отправили на отдых в пионерский лагерь у села Ефимовское Бокситогорского района.

С 1 августа школы города организовали занятия репетиторских групп для «двоечников», началась регистрация учеников к новому учебному году, в том числе в новой 9-й вспомогательной школе. В сентябре из-за вражеских артобстрелов и бомбёжек, рассредоточения по городу госпиталей и лазаретов, оставшихся детей всех школ свели в две группы. Занятия начались в октябре: старшие, в основном, классы занимались в здании 426-й школы (ул. Фейгина, 7), а младшие – в 424-й – на ул. Коммунистической, 3.

В декабре 1941 г. кронштадтские школьники стали инициаторами сбора средств на танковую колонну «Комсомолец», а в январе 1943 г. собирали деньги на колонну танков «Ленинградский осоавиахимовец».

После А.С. Корзо 427-ю школу возглавила А.А. Зайцева — до 1941 г. учительница начальных классов 1-й (424-й) неполной средней школы. В годы войны Антонина Александровна кроме учебного процесса много внимания уделяла совершенствованию организации связи штаба МПВО с местными штабами учреждений и групп самообороны.

С окончанием войны в освобожденное госпиталем здание на Рошаля въехала 423-я школа, а 427-я школа разместилась в «Мургановке». При этом второму «новосёлу» передали также дом № 3 по ул. Володарского (н. Андреевской) — бывший бывш. Детский приют («Дом Призрения», арх. В.В. Виндельбанд, 1866 — 1869 гг.). После капитального ремонта 1957 г. новый школьный физкультурный зал соединил оба исторических здания. Через 10 лет, когда «на Горе» заканчивалось новое здание 427-й школы – она на год формально прекратила своё существование, передав свои здания «на Володарке» начальным классам школы 425-й. Так, ученики закончившие своё обучение в 427-й школе в 1966/1967 учебном году, 1 сентября 1967 г. шли в ту же «Мургановку», но – в 425-ю школу.

А ровно через год, 1 сентября 1968 г., начался отсчёт новой истории 427-й школы. Впрочем, эта история известна всем.

Евгений КОБЧИКОВ,
Светлана КИСЛЯКОВА,
Музей истории Кронштадта