Крым — непотопляемый авианосец
Евгений Мельников, друг и одноклассник моей младшей сестры. Офицер запаса, инженер.
— Женя, я была уверена, что ты до сих пор служишь.
— Я ушел из армии в звании старший лейтенант, прослужив 4 года. Служил в Капустином Яре, это самый секретный зенитно-ракетный полигон России. Не люблю административную работу, поэтому ушел. С 1991 года я поменял много рабочих мест. Поработал на 13-м заводе, дошел до руководителя среднего звена – начальник планово-распределительного бюро. Потом ушел, потому что кончилась работа и деньги перестали платить. Потом долго работал на севастополькой ТЭЦ, она только строилась, была перспектива. Потом она тоже кончилась, и тоже пришлось уйти.
— Мне понятно, как наше поколение относится к переходу в Россию. Но расскажи для жителей Кронштадта свою версию, почему севастопольцы проголосовали за Россию.
— Что касается того, что сейчас произошло, я считаю, что восторжествовала историческая справедливость. Представить Севастополь без той России, которая его основывала, невозможно. Екатерина, Потемкин, Суворов. Как мы можем мы быть против этого? 21 февраля Янукович с активистами Майдана подписали соглашение, и в этот же день началась стрельба. 23 февраля поднялся Крым и Севастополь. В этот день определили, что будет смена руководства – избрали Чалого, в Симферополе – Аксенова и Константинова. Поэтому отношение у меня праздничное, я со слезами на глазах, как Чалый, как все остальные, смотрел телевизор, ждал результатов референдума. Что можно требовать от мальчишек и девчонок, для которых Малахов курган был продолжением двора? Ничего другого от этих людей ждать нельзя. У меня стоит антенна триколоровская, я просто не смотрю каналы украинские.
— За 23 года с украинцами отношения не сложились?
— У нас совсем разный менталитет. На предприятии, где я сейчас работаю главным инженером, мы делаем общее дело, у нас получается, но я не смог с ними подружиться. Что с рядовыми сотрудниками, что с руководителями. С ними работать нормально, у они целеустремленные люди, знают, чего они хотят. Сейчас они мне выговаривают: что вы тут устроили? Я им говорю: мы другие. Вы здесь не родились, не выросли. Мы здесь статисты были. Я никогда не считал Севастополь украинским, это было недоразумение. Был уверен, что Россия никогда не смирится с потерей Крыма, надо просто дождаться правильной ситуации.
— Как ты думаешь, что получит Россия от присоединения Крыма? Не считая того, что у Путина появилось 2 млн верных приверженцев?
— Самым большим бонусом является сам Крым. Полуостров не зря называли непотопляемым авианосцем Черного моря. Отсюда до Турецкого побережья 280 км. Радиус действия современного бомбардировщика 900 км. Находясь в Крыму, этот бомбардировщик может не раз слетать туда-обратно, не совершая посадку. А если немножко в бок, за Стамбулом, он и в Румынию достанет, и до побережья восточного, и до Грузии. Вот это бонус! А то что за флот не платить – 100 млн это мелочи, смешная сумма для России.
— На Западе многие не верят в такое единодушие населения: почти 97 % — за Россию.
— Это самое удивительное во всем этом, что Крым настолько был един, что за 20 с лишним лет люди не стали украинцами, несмотря на все у старания Украины лишить нас языка и забыть свою историю.
— Как ты думаешь, почему во главе революции встал предприниматель, а не политик?
— Предприятие Алексея Чалого «Таврида Электрик» — оно управляемо своим руководителем. Поэтому собрать людей, обладая какими-то властными полномочиями, несложно. Тем более с его авторитетом и репутацией. Его фамилия была на слуху. Во-первых, в связи с «Тавридой Электрик». Во вторых, в связи с 35-й батареей. Все знают, что он финансировал восстановление 35-й батареи. Есть информация, что он хочет восстановить Малахов Курган. Я думаю, что его имя прозвучало стихийно. Нормальный порядочный человек. Ну и что, что богатый. Основал свою империю. Почему он не сможет наладить империю под названием Севастополь? И видимо, в едином порыве поддержали. Но вчера Путин его снял.
— Вчера его назначили руководителем Агентства стратегического развития Севастополя. Он сам считает, что это лучшее применение его умениям. К тому же я только что разговаривала с офицером штаба флота. Военные очень уважают Сергея Меняйло, сменившего Чалого на месте мэра.
— Этого адмирала? Бывают хорошие адмиралы.
— Скажи, был ли смысл менять – шило на мыло? В России ведь нет демократии.
— Это не новость. Зато мне никто не запретит быть русским. В Крым сейчас будут вкладывать большие деньги. В Севастополь не вкладывалось 23 года. Разве что был такой косметический ремонт. В Севастополе были огромные радиозаводы: «Маяк», «Муссон» и «Парус». От них ничего не осталось. «Парус» на Северной стороне — район никому не нужен, цеха стоят. «Муссон» переделан в развлекательный центр. Морзавод им. Орджоникидзе перекупил Порошенко («конфетный король», кандидат в президенты Украины. – Прим. Т. П.), который планировал переделать причалы под стоянку яхт. Там осталось около 200 человек. В Балаклаве завод «Металлист», который ремонтировал военные корабли, он принадлежал семье Януковичей, развалился. Остался 13-й завод. Сейчас его обеспечили заказами на 3 года, вот туда я пойду работать.
— Наши СМИ писали о гуманитарной помощи Севастополю. В чем она заключалась?
— Российская гуманитарная помощь, которая была прислана Собяниным в севастопольские больницы, — 600 единиц оборудования по 143 направлениям, — оказалась нашим врачам не знакома. Это тоже характеризует уровень развития медицины в России. Люди, которые получили эту технику в руки, вынуждены идти учиться, чтобы начать ею пользоваться. Так же, как как и пожарные – наши спасатли в восхищении рассказывали, что МЧСовские машины имеют гораздо более высокий уровень автоматизации управления чем те, которыми они пользовались до сих пор. Это опять говорит об уровне недоразвития того, что могло бы быть.
— Во времена принадлежности Крыма Украине переезжать в Россию не планировали?
— Зачем? Мне здесь нравится. Во время событий, каюсь, дал слабину. Когда на Украине начали кричать, что Севастополь можно украинизировать, только если убить всех, кто здесь живет, было два варианта – или с оружием идти защищать, но не понятно, где его тогда было взять, или уезжать в Росссию. Но это было в обстоятельствах неизвестности. Согласно славянской мифологии родина человека там, где он родился. Точка, где его оживили, плюс круг радиусом, который человек может пройти пешком от заката до рассвета.
Нашему деду, Борису Леонидовичу Беляеву (отцу Ольги Мельниковой, жены Евгения), в этом году исполняется 90 лет. Он военврач, хирург, продолжает ходить в госпиталь, консультирует, иногда на операциях присутствует, иногда держит крючки. Совершенно здравый ум, светлая память. до сих пор водит автомобиль. Он тоже, конечно, против переезда.